Интервью с помощником Благочинного Таганрогского округа по тюремному служению священником Алексеем Клименко.

— Отец Алексей, вы являетесь настоятелем Прихода храма преподобного Сергия Радонежского, а ещё несете послушание помощника благочинного Таганрогского округа по тюремному служению, и духовно окормляете, расположенный неподалёку от Вашего храма, Приют для детей и подростков, об этом хотелось поговорить сегодня. С чего началось ваше служение в тюрьме?

Часто проезжая мимо таганрогской тюрьмы, – а кто из непосвященных это заведение называет иначе, – почти не замечаешь этого мрачного комплекса строений. Строгий забор и колючая проволока сверху. Жизнь кипит здесь, по эту сторону забора. Ходят люди, носятся автомобили, грохочут трамваи. Я и не знал тогда, что за этим высоким забором может быть пастырское служение. Со времени моего приезда из Московской Духовной Семинарии в родную Ростовскую-на-Дону епархию в Таганрогское благочиние в 1996 году, с самой первой Пасхи в 1997 году началось мое знакомство со Следственным изолятором г. Таганрога. В Таганрогском благочинии уже тогда существовал добрый обычай на третий день Пасхи духовенству с пасхальными куличами и освященными яйцами, с нательными крестиками и иконками в подарок поздравлять всех заключенных. В этом году я в пятнадцатый раз в составе духовенства Таганрогского благочиния поздравлял заключенных со Светлым Воскресением Христовым Пасхой.

— Какие были первые впечатления?

Впечатления от первого посещения были очень тяжелыми. Благочинный сразу предупредил, что подрясник должен быть не самый лучший, т.к. тот тюремный запах выветрится не скоро, а Пасхальная Светлая седмица только начинается. Второй раз вернуться в тюрьму в ближайшее время, пускай в качестве гостей, никто не хотел. Условия содержания заключенных тогда, несколько отличались от теперешних. Сразу появилась мысль водить сюда на экскурсию трудно воспитываемых подростков, или просто старшеклассников. Уголовная романтика, навеянная «бандитскими» сериалами девяностых годов, думается, здесь очень скоро выветрилась бы. Подросток, вряд ли захотел бы попасть сюда в качестве заключенного, остерегался бы. Но это мои субъективные впечатления, конечно.

— А когда началось Ваше послушание, непосредственно, на этом поприще?

В марте 2009 года после скоропостижной кончины бывшего ответственного по тюремному служению в Таганрогском благочинии, ещё молодого (ему было всего 40 лет), протоиерея Петра Дмитриева, назначили меня нести это ответственное послушание. Теперь не раз в год, но как минимум еженедельно происходят мои встречи с заключенными. Есть и специальный подрясник, который не успевает выветриться от тюремного запаха, и специальный тюремный чемоданчик со всем необходимым. В нем всегда есть нательные крестики, иконки и Евангелия в подарок.

— А вот крестики, иконки, Евангелия вы покупаете для заключенных?

Конечно, покупаем, но и жертвуют тоже. Премного благодарен нашим прихожанам, которые приносят для тюрьмы свою духовную литературу, крестики, иконки. Иногда для этого специально покупают. Благочинный о.Тимофей Фетисов подарил нам более сотни экземпляров Святого Евангелия. До сих пор раздаем. А ведь это очень затратно. Поэтому всегда рады помощи от всех для заключенных. Воистину следуем словам Господа: «…в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25). Равнодушных нет. Слава Богу!

— Чем же отличается Ваше служение в тюрьме, от приходского?

В Изоляторе люди часто меняются. Здесь они находятся до суда, или ждут пересмотра своего дела, а потом уезжают или на свободу, или в колонии. Это состояние – ожидания своей участи, многих подвигает молиться, искать Высшей справедливости, или Высшей милости. Молитва в таком положении бывает очень горячей. Проблема в том, что многие опыта общения с Богом в молитве не имеют. Вот и приходится объяснять «духовную механику» взаимоотношений человека с Богом. Каемся, молимся…

— А где в изоляторе вы встречаетесь с заключенными?

Более десяти лет назад силами СИЗО и нашего прихода в изоляторе была устроена молитвенная комната. Много икон на стенах, аналой с молитвословом и Библией, большой подсвечник впереди, чуть позади крещальная купель. У входа – шкаф, где всегда найдутся свежие церковные газеты и пачка свечей. Заключенные могут в любой день, по желанию, особым порядком, конечно, прийти сюда помолится, поставить свечи. Здесь мы крестим желающих. Здесь происходят наши встречи.

— А как к Вам относятся заключенные?

Прекрасно относятся. Все, с кем я встречаюсь, по собственному желанию приходят. Пишут заявление предварительно на имя начальника учреждения. Какое-то время ждут. Отношения как с прихожанами, только обстоятельства другие. С кем-то встреча проходит очень быстро: пришел познакомиться, ни когда раньше священника вблизи не видел. Кто-то готовится, задает много вопросов, и такие встречи бывают долгими. Кто-то пришел исповедоваться, а кто-то лишь интересуется как это… Некоторые один раз придут, другие несколько раз приходят, пока содержатся здесь.

— Мы знаем, что вам помогают в этой работе?

Работа организованна довольно разносторонне. Я, как священник, отвечаю в основном за пастырское окормление. Кандидат богословия выпускник Московской Духовной Академии Ходыкин Игорь ведет миссионерскую работу по камерам. Кандидат педагогических наук Кузьменко Нина Алексеевна преподает Закон Божий в организованной нами Воскресной школе для несовершеннолетних заключенных.

— А как у вас, батюшка, складываются отношения с сотрудниками СИЗО?

Прекрасные отношения сложились у нас со служащими СИЗО. И хоть учреждение режимное, а от этого много сложностей, тем не менее, нам помогают и поддерживают, как на местном, так и на ростовском и московском уровне. По отзывам воспитателей изолятора, работа прихода весьма положительно сказывается на морально-нравственном облике заключенных. Потому работа признается полезной и будет продолжаться.

— Батюшка, в этих условиях возможны ли еще какие-то формы работы с заключенными? Может есть какие-то задумки?

Сейчас, насколько я знаю, по стране в тюрьмах собираются внедрять внутреннее кабельное телевидение. В таганрогском СИЗО оно уже есть. Вот и появилась мысль делиться, по возможности, с изолятором фильмами духовного содержания. Ведь много фильмов сделаны на высоком профессиональном уровне. Эти фильмы интересно смотреть довольно широкой аудитории. Все они несут глубокую нравственную и патриотическую нагрузку, и будут полезны, наверняка. Думаю, горизонты сотрудничества будут расширяться. Желание есть, Бог поможет!

— Мы знаем у Вас есть ещё одна зона ответственности, вы сотрудничаете с Приютом для детей и подростков г.Таганрога?

Совсем рядом, буквально через несколько домов, на одной улице с храмом находится Приют для детей и подростков г.Таганрога. Сюда, по разным сложным жизненным обстоятельствам, на временное содержание определяются дети. Здесь созданы для них прекрасные условия, которые, впрочем, все равно ни когда не заменят им родных семей. Сотрудники приюта всеми силами пытаются показать привить ребятам лучшее, что есть в этой жизни. Прекрасные люди заботятся о них, к ним приглашают замечательных людей. Дети ездят на экскурсии и т.д. Есть и свои благотворители, которые обязательно приезжают в приют с подарками. Наш приход духовно окормляет приют, оценить эту помощь сложно. По желанию ребята ходят в Воскресную школу при приходе. Если некрещенные, и есть горячее желание креститься, мы их Крестим. Великим постом обязательно Причащаем желающих. Ребята из приюта с детьми прихожан постоянно участвуют в церковных праздничных утренниках. Мы посещаем праздники приюта.

— Как давно вы сотрудничаете с приютом?

В 2002 году приют открылся, почти сразу началось сотрудничество. Сотрудничество плодотворно, а потому и востребовано.

— А насколько это интересно детям из приюта?

Недавно, в первое воскресение Великого поста на праздник Торжества Православия я рассказывал ребятам из приюта в храме об иконах. Ребята внимательно вслушивались в историю иконопочитания, а потом, с неподдельным интересом, задавали множество разнообразных вопросов. Понимаете, чувствуется духовная жажда, и она присуща не только современным детям, но и всему российскому обществу, до сих пор так и не имеющим достаточного доступа к духовному образованию. Об этом сейчас так много спорят, а время уходит. Эту жажду необходимо утолять. Это востребовано, и мы всеми силами пытаемся сделать все, что в наших силах.

— Какими вы видите перспективы сотрудничества с приютом?

Уже есть предварительная договоренность с руководством приюта: с нового учебного года начнем преподавать Основы православной культуры. Подберем необходимую форму общения. Надеюсь, ребятам будет интересно. Главное, что бы ребятам было интересно. С Божьей помощью!

Опубликовано в ежемесячной газете «Юг Православный» Май 2011г.

 

 

Добавить комментарий