Проповедь в Неделю 19-ю (О воскрешении сына Наинской вдовы). Беды и скорби — спасительный инструмент промысла Божьего.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы в Евангелии слышали о небывалом чуде, о воскрешении человека. Господь наш Иисус Христос, грядущий в толпе народа, приблизился к городу Наин. Здесь, у ворот города, встречается ему похоронная процессия. Несут на погребение умершего единственного сына бедной Наинской вдовы. Стон и рыданиями вдовы с одной стороны, а с другой безграничное милосердие Божие делают свое дело. Господь подходит к одру умершего и говорит: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7,14). «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7,15). Сложно представить какими словами молилась бедная Наинская вдова Богу, но то, что её молитва была горячей от отчаяния, и была услышана, очевидно.

Бывают и в нашей жизни моменты, когда молитвы наши становятся подобными молитвам этой бедной Наинской вдовы. Настигнет нас горе, не дай Бог, заболеем сами, или кто-то из близких, и вот мы уже в отчаянии несемся в храм, чтобы вознести наши горячие молитву Богу, принести жертву (поставить свечечку). В таких случаях мы готовы на многое. Бывает и пообещаем Богу что-то, за что Господь должен избавить нас от скорби. Даём обет.

Бог промышляет о человеке, порой средствами чудесными и недоступными человеческому пониманию. Как же человек попадает в подобные беды? Что должен сделать человек, чтобы получит от Бога просимое — избавится от бед?

Скорби, болезни, самые жуткие неприятности, которые ввергают нас в самое глубокое отчаяние, это не кара Божия за наши грехи, это, скорее, результат нашей неправильной жизни, того ложного пути, которым мы следуем, отдаляясь от Бога. С Богом хорошо! Вспомним слова апостола на Фаворе: «Господи! Хорошо нам здесь быть» (Мф.17,4). Малый лучик райского блаженства, только малая часть той благодати, которая ожидает праведников в Царствии Небесном, и ученики Христовы готовы забыть про всё, чтобы пребывать в этом состоянии вечно. Вот оно, счастье — постоянно быть с Богом. С другой стороны человек грядущий от Бога. Такой человек не желает исполнять заповеди Божии, преступает через все нравственные законы, и грядет постепенно к неминуемому трагическому концу. В той последней точке, этого удаления от Бога, не остается места в душе такого человека для Божественной благодати. Там все преисполнено грехом и пороком. Душа омертвела, и неминуемо грядет смерть тела. Вот она суетность и мало значимость жизни без Бога.

Вовремя понять эту духовную закономерность, остановиться и развернувшись последовать к Богу — наша первейшая задача. Часто, нам в этом помогает Божественный промысел. Бывает и через скорби. Тогда молимся. Обещаем Богу исправить свою жизнь.  Даём обеты, и Бог помогает. Помогает, если видит наше решительное настроение, видит, ещё не свершившееся исполнение обещанного.

И вот здесь оберегись человек. Об обязательности исполнения обета Богу неоднократно говорит Священное Писание: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Второзаконие 23,21).

Святитель Николай Сербский в одном из своих писем о нарушении обета пишет: «С тобой произошло подобное тому, что однажды случилось во времена апостольские. У тебя заболел ребенок. В тревоге за него ты даешь обет пожертвовать церкви пшеничное поле, только бы ребенок поправился. Церковный комитет не однажды просил тебя продать это поле, потому что оно граничит с территорией церкви. Но ты просил слишком высокую цену. И вот в горе ты пообещал церкви подарить эту землю. И ребенок поправился. Ты же нарушил обет. Жена постоянно напоминала тебе, просила исполнить обещание. Но тебе стало жаль земли. В конце концов ты пошел на хитрость, для того чтобы исполнить обещание частично: ты продал поле какому-то человеку, оставил половину денег себе, а другую половину собрался отнести в церковь. Однако и эту половину тебе стало жаль выпустить из рук: и от нее взял ты часть и истратил. Но снова заболел твой ребенок, заболел и умер. Сейчас пишешь мне под бременем великой скорби. Смерть ребенка ты связываешь с нарушением обета. Говоришь, что тебя охватил великий страх «чего-то таинственного, что немилосердно наказывает людей.

Прочти пятую главу Деяний. Там повествуется о подобном случае; запомни слова апостола Петра: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деяния 5,5).

Не Промысл Божий немилосерден, а мы немилосердны к душам своим. Не быки и поля нужны Богу, а чистые и искренние души. То, что Господин жизни и смерти сделал дому твоему,– это не наказание, а милость. Он взял у тебя невинное дитя, чтобы спасти его от тебя в раю, а тебе попустил скорбь, чтобы ты покаялся, очистился, переменился и удостоился рая и встречи с милым тебе чадом. Если бы из-за нарушенного обета ничего не случилось, что бы тогда было? Ты еще более беззаботно стал бы множить грех за грехом, ребенок привык бы к твоей грешной жизни, и вы оба потеряли бы свои души. А сейчас Создатель обратил твою неправду на спасение тебе и ребенку. Посему не ропщи на немилосердие Всевышнего, но благодари Его за милость».

Бог и великими скорбями спасает человека. А порой делает немощного человека источником великой силы – Божией благодати. В житии ныне чтимого великого оптинского старца преподобного Амвросия читаем: «В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он несколько лет откладывал его исполнение. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Наконец осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь. Принял постриг и был наречен Амвросием, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях». Вот таков промысел Божий о великом русском старце. Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него, несомненно, промыслительное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя, а по благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. В течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал подвиг духовничества. На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу», т.е. по-русски «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл его жизненного подвига.

Братья и сестры, порой Господь даёт нам в этой жизни второй шанс, а кому-то и третий и четвертый, но ждет от нас следования за Ним. Будим помнить, что даже в немощах человек благодушествует, если живет с Богом. Будим искать Бога, будем следовать за ним, и приобрящим Божию благодать, и сподобимся спасения.

Аминь.

Настоятель Прихода храма Преподобного Сергия Радонежского г. Таганрога

иерей Алексей Клименко 

2011 

 

Добавить комментарий