СКОЛЬКО БРАТЬ И КОМУ ДАВАТЬ?

«Посмотрите вокруг себя. Заметьте, кто из знаемых вами людей в худших условиях, чем вы. Найдите такого человека и помогите ему. Но помогите не копеечкой, а всерьез. Главное, чтобы сумма пожертвований была такова, чтобы ваша жаба вам не простила. Потому что если я подаю милостыню, а моя жаба молчит, то одно из двух: или я святой человек (что маловероятно), или сумма пожертвования ниже порога болевой чувствительности моей жабы. А слово «жертва» предполагает некую чувствительность. То есть, потом, отойдя от этого нуждающегося, хорошо бы, чтобы я начал кусать кулак или локоть: «Зачем я отдал такие деньги, столько можно было бы купить для себя и что-то сделать…». Это хорошо, если жаба проснулась, а ты ее, тем не менее, поставил на место». (протодиак. Андрей Кураев)

— Отец Андрей, в свое время американский философ и, как его называют, «психолог успеха» Наполеон Хилл говорил: «Вы не сможете стать успешным, если не доведете страсть к деньгам до кипения». Насколько эта формулировка приемлема для российского бизнеса, тем более для православных бизнесменов?

— А зачем подлаживать православие под мнение какого-то американца? Деньги ради денег – это собирание фантиков без содержимого. В 9 лет это еще терпимо. Но потом-то? Это бессмысленно. Но учитывая, что деньги могут приносить действительные блага (если они не избыточны), то коллекционирование фантиков оказывается еще и жестоким. Что вы скажете о коллекционере батонов, который держит свою коллекцию взаперти посреди голодного города?
Все то, что мешает одному человеку увидеть другого человека – дурно. «Кипящая» страсть к деньгам, боюсь, дурманит закипевший разум.
Человек живет в мире, где есть иерархия ценностей. Есть не только добро и зло, но и – добро и добрее. Есть цель, а есть средства.

— Конечно, это крайняя форма проблемы, греховная страсть, но некоторые, даже очень порядочные, бизнесмены скажут Вам, что если не иметь в определенной мере вкуса к зарабатыванию денег, то дело не будет иметь полноценного развития. Получается в самом занятии бизнесом заложено противоречие для православного человека между желанием и чувством долга?

— Из того, что есть алкоголики, не следует, что не алкоголик не имеет права заниматься виноделием. Скорее даже наоборот. В монастырях на Балканах, где выращивают виноград и делают вино, виночерпием назначают как правило непьющего монаха. Такого монаха, для которого близость к винному погребу не опасна. Точно также и к власти надо допускать только того, кто не кайфует от власти. Человека, который от нее кайфует, нельзя назначать ни настоятелем, ни президентом. То же касается и денег. Помню в какой-то сказке дракон, охраняющий пещеру с сокровищами, живым выпустил только того богатыря, который при виде драгоценностей просто сказал «как же это красиво!».
Есть иные мотивы для того, чтобы работать, создавать богатства. И я не думаю, что в задачи православного бизнесмена входит обязательное состязание с миллиардерами из списка Форбс. Порой деловой успех нужен просто для того, чтобы решить задачу обеспечения работой коллектива и для сохранения честного имиджа своей фирмы.

— Но ведь «Никто не может служить двум господам»?

— Бывают цели оперативные, тактические и стратегические. И хорошо бы их не путать. Не путать цель и средства. Не жить по принципу «наша цель – оправдать наши средства». Блаженный Августин в пятом веке говорил: все беды в нашей жизни оттого, что мы пользуемся тем, чем надлежит наслаждаться. А наслаждаемся тем, чем надлежит только пользоваться».
Или вот весьма интересная пара – физкультура-спорт.
Спорт высоких достижений, профессиональный спорт калечит. Это — уродство под видом здоровья. Плюс к этому современные олимпиады — это скорее олимпиады по химии. А физкультура – это действительно здоровье. И можно остаться на ее уровне, не ставя своей целью попасть в олимпийскую сборную и стать чемпионом. Так спать будешь лучше, и здоровье будет крепче, чего-то полезное делать научишься, а не только мячик бросать.

— Отец Андрей, а многим известным Вам успешным бизнесменам-благотворителям удалось совместить участие в социальных проектах и бизнес?
— Да. Но мне ближе не набирающие вес бизнесмены, а дауншифтеры. В современном западном обществе набирает силу дауншифтинг — движение, которому я глубоко симпатизирую. Это когда человек, у которого в жизни многое уже состоялось, задается вопросом: сколько можно кататься по карьерным «американским горкам» и в социальных лифтах? В три рта не поешь и в десяти домах не поживешь. И человек начинает говорить себе: «Я обеспечил себя, обеспечил своих детей на время их социального старта, и теперь я хочу больше времени быть не функционером, а самим собой. Больше времени быть с семьей, туризмом заняться, хобби каким-то и так далее. И человек просто нажимает на тормоза — отказывается от дальнейшей карьеры, остается на более низкой но зато менее чреватой инфарктом должности, или даже просто уходит в рантье. Это не юродивый, это не тот, кто лишается всего и живет в бочке, как Диоген. Нет, у него есть свой домик, есть хороший банковский счет, но при этом он понимает, что больше ему не надо.
Может, так жили дворяне в былые века. Он живет в Петербурге. О том, что происходит в его тульском поместье, управляющий докладывает ему несколько раз в году. Но в голову помещик эту цифирь берет, эффективность, производительность и прибыль повысить не стремится. И голову свою и свободное свое время прилагает совсем к иным темам. Иногда – глупым. Но иногда — великим. Не все ж дворяне были собакевичами. Кто-то был Тургеневым…
Вот и сегодня число такого рода людей (помещиков-без-крепостных) умножается. Поэтому не стоит суждения идеологов бездумного обогащения выдавать за некую социальную норму, что, дескать, уж «если выпало в империи родиться», то быть ненасытным приобретателем – это неизбежно.

— Отец Андрей, в 2004 году Всемирным Русским Народным Собором принят Свод нравственных правил и принципов хозяйствования. Прекрасно получилось – идеальная экономическая модель?
— Я, мягко говоря, прохладно отношусь к решению Всемирного Русского Собора и не понимаю, зачем эта декларация принята, потому что с самого начала было понятно, что исполнять ее никто не собирается. Это такая кабинетно вымороченная бумажка получилась.

— Все-таки документ принят, поэтому давайте для примера разберем один из его пунктов:
«Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, — это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей».
Но в наше время, многие предприниматели (если не большинство) считают, что существующая система налогообложения, учитывая общую экономическую ситуацию в стране, не позволяет платить все налоги. Ссылаясь на высокий уровень коррупции и воровства бюджетных средств в нашей стране, люди предпочитают самостоятельно жертвовать на социальные нужды.

— Увы, сегодня не только бизнесмены, но и многие другие люди не считают Российское государство своим союзником. В советские времена верующим тоже приходилось мучительно разделять Родину и государственную власть.
Нечто подобное и сейчас, потому что общество не допущено к контролю за расходами бюджета. Это мог бы делать парламент, но парламент у нас насаждается сверху. А раз так, то обычный человек не чувствует парламент своим представителем. Плюс к этому мы видим немало случаев совершенно иррационального расхода бюджета. А бизнесмены прекрасно знают, что такое взятки, откаты и распилы и так далее. По этой причине у них нет ни малейшей уверенности в том, что истягиваемые из них налоги действительно пойдут именно на помощь бедствующим слоям населения. И если я бизнесмен, то что для меня важнее: выплатить достойную зарплату моим сотрудникам и тем самым сохранить профессионалов для моей компании, поддержать знакомых мне людей, которые мне доверились и их семьи, или же отдать несколько десятков тысяч рублей в госбюджет с тем, чтобы они потом ушли на проведение чемпионата мира по футболу, до которого мне совершенно фиолетово? И пока у нас есть разделение на «мы» и «они», где государство — это они или некое непонятно- враждебное «оно», чаще угрожающее и вымогающее, чем помогающее, все слова о необходимости честно платить налоги будут оставаться неубедительным розовым компотом.

— Сегодня в сферу потребления активно вовлекаются дети. Современные западные взгляды на семью для России абсолютно неприемлемы. То, что мы считаем нравственным преступлением, например, использование половых инстинктов в рекламе, для современного западного общества совершенно нормально.

— В западном обществе реклама более целомудренна, чем в России.

— Но ведь ветер дует с запада?
— С рекламой та же ситуация, что и с качеством товаров и услуг. В России нет борьбы за права потребителя. Это очень быстро поняли наши западные партнеры, и поэтому сюда стали поставлять товары третьего сорта. Потому что знают, что судебных последствий не будет. Это касается и рекламы. В западном мире это не так. Да, мы можем издеваться над ними, говорить о сутяжничестве. Но у этого сутяжничества бывают и хорошие стороны. В том числе то, что моральное большинство умеет настаивать на своем во многих вопросах. Я убежден, что сегодня «среднеарифметическая» мораль у американского и европейского общества выше, чем в России. Достаточно вспомнить инцидент с Клинтоном. Это же немыслимо, чтобы в России президент всерьез был на грани отставки из-за такого рода истории. Страна, которая является чемпионом мира по абортам, должна бы поосторожней тыкать в кого-то пальцем «вот, мол, они безнравственней, чем мы».

— Некоторые православные проповедники утверждают, что добро, сделанное не ради Христа не имеет ценности перед Богом. Если добро делается из тщеславных или иных страстных побуждений, то здесь нельзя не согласиться. Но, предположим, если человек неверующий совершает доброе дело по зову совести, то разве можно говорить о том, что оно Богу не угодно? «язычники показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» (Рим.2:15)
— Есть известная поговорка, что история повторяется дважды, первый раз как трагедия, второй раз как фарс. В данном случае я не в первый раз слышу, как пробуют реанимировать самые экзотические идеи блаженного Августина. Остается сказать: «Дорогие отцы, церковь забыла эти идеи и простила блаженного Августина за то, что он их высказал. Чего сегодня их вытаскивать и размахивать ими?»

— А что на Ваш взгляд на практике означает «ради Христа»? Я вспоминаю проповедь одного батюшки деревенского, который говорил «Вы же жертвуете на пропой души!»
— Здесь на лицо конфликт авторитетов. Есть слова Христа «просящему у тебя дай», и в этих словах есть своя великая правда, очень серьезная и жертвенная. А есть слова из «Учения двенадцати апостолов» («Дидахэ»), памятника конца первого столетия, в котором сказано: «Милостыня да запотеет в руке твоей, прежде чем дашь ее…». То есть подавать надо разборчиво, вдумавшись, на пользу пойдет или на погибель тому человеку, которому тебе хочется помочь сейчас. Но поскольку мы не можем составлять досье на каждого просящего, и бывает трудно решить, подавать этому человеку или нет, подсказку надо искать у интуиции, совести.
Чтобы легче было определиться с адресацией вашей милостыни, не ждите, пока кто-то пристанет к вам на улице, а сам определите адрес своей помощи.
Посмотрите вокруг себя. Заметьте, кто из знаемых вами людей в худших условиях, чем вы. Найдите такого человека и помогите ему. Но помогите не копеечкой, а всерьез. Главное, чтобы сумма пожертвований была такова, чтобы ваша жаба вам не простила. Потому что если я подаю милостыню, а моя жаба молчит, то одно из двух: или я святой человек (что маловероятно), или сумма пожертвования ниже порога болевой чувствительности моей жабы. А слово «жертва» предполагает некую чувствительность. То есть, потом, отойдя от этого нуждающегося, хорошо бы, чтобы я начал кусать кулак или локоть: «Зачем я отдал такие деньги, столько можно было бы купить для себя и что-то сделать…». Это хорошо, если жаба проснулась, а ты ее, тем не менее, поставил на место.

Журнал «Православная ярмарка». Екатеринбург. зима 20011/2012

Добавить комментарий